СЕМИНАР ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ГЕОРГИЯ КОНИССКОГО

 

свт. Георгий Конисский24 февраля 2017 года состоялся семинар на тему «Роль Георгия Конисского в развитии образования», приуроченный к дню памяти Могилевского Святителя, которая ежегодно отмечается 26 февраля. Семинар организован Духовно-просветительским центром Могилевской епархии, который носит имя святителя Георгия, и Управлением образования, спорта и туризма Могилевского горисполкома. Поэтому в его работе приняли участие представители большинства школ города Могилева, преимущественно учителя истории и обществоведения, классные руководители.

В программе семинара были представлены доклады, посвященные роли святителя Георгия в сохранении и развитии традиций образования на Белорусской земле. Леонид Анатольевич Чепелев, педагог-психолог Коминтерновской средней школы, руководитель пресс-центра Могилевского благочиния, в своем докладе «Положение православных на землях Беларуси во времена Георгия Конисского», опираясь на конкретные исторические документы, рассказал о том, насколько тяжелыми были гонения на православных людей в XVIII веке со стороны католиков и униатов, когда политика «ополячивания и окатоличивания» достигла своего апогея. У православных не только забирали храмы на унию или заколачивали их, если люди не хотели больше туда ходить в чужой вере, но часто применяли тяжелое насилие над теми, кто не отрекался от древней веры своих отцов, вплоть до пыток и смертной казни, за которую убийц даже не наказывали, потому что православные в те времена фактически стояли вне закона. Доклад Чепелева позволил собравшимся представить себе, в каких тяжелых условиях пришлось осуществлять свое служение в Белорусской епархии святителю Георгию, сама жизнь которого подвергалась смертельной опасности, потому что враждебно настроенные религиозные фанатики неоднократно пытались его убить.

Несмотря на опасности и тяготы, Георгий смело управлял Белорусской епархией, защищал православных и всех гонимых за свою веру (например, лютеран) и с особенным усердием развивал дело просвещения народа. По образцу Киево-Могилянской академии, профессором и ректором которой он был до вступления на архиерейскую кафедру в Могилеве, здесь он основал семинарию. О роли Духовной семинарии Георгия в истории белорусского образования рассказала Лариса Алексеевна Рябова, методист отдела воспитательных систем и технологий Могилевского государственного областного института развития образования.

Семинария входила в состав Санкт-Петербургского духовно-учебного округа и подчинялась Санкт-Петербургской академии. Причем она не была каким-то специализированным учебным заведением: давала детям начальное и среднее образование, но кроме основных предметов изучались латинский, греческий, французский и немецкий языки, а также история, география, арифметика и церковное пение. С Богослужебным уставом воспитанники знакомились на богослужении. Преподавание всех предметов имело нравственно-воспитательный характер и состояло не только в передаче знаний, но и в развитии нравственно-религиозных начал, понятий гражданской доблести. На экзамены в семинарию приглашали почетных жителей города из числа духовенства, дворянства, чиновничества, купечества.

Владыка Георгий вникал буквально во все вопросы деятельности семинарии. Своему другу Смоленскому епископу Парфению Конисский писал, что его радует, как одни из воспитанников изощряют свой ум в математике, а другие исследуют истину с помощью философских методов, а третьи, изучая Святое Писание, устремляют свой ум к благочестию, этому венцу всех прочих знаний. Воспитанники семинарии тоже очень любили своего ректора. В том же письме Святитель рассказывал, что воспитанники всегда провожают его до самого выхода, тепло прощаются и просят поскорее вернуться назад.

Первыми учителями семинарии были выдающиеся выпускники Киевской Духовной академии: М. Богуславский, М. Пиючевский, С. Цветковский, А. Пригоровский и И. Горбачевский. Это были высокообразованные для того времени люди. Учителя семинарии принимали активное участие в общественно-политической жизни страны, занимались научной деятельностью, издавали периодические издания, участвовали в благотворительных кампаниях.

Говоря об итогах деятельности семинарии, Рябова подчеркнула тот факт, что Могилевская семинария стала передовым учебным заведением на белорусской земле, которое вплоть до 1918 года давало не только кадры грамотных священников для епархии, но и кадры учителей для школ, специалистов для системы управления и других сфер жизни общества.

В 1780-е годы семинарию окончил Яков Мошковский, который с 1788 года был учителем Могилевского главного народного училища, а впоследствии стал первым директором Киевской гимназии; здесь учился епископ Муромский Серафим (в миру Сергей Семёнович Руженцев), археолог К.М. Поликарпович, главный священник армии и флота России (с 1832 года) В.И. Кутневич, археограф, историк и священнослужитель И.И. Григорович. В конце XVIII века здесь получил образование известный летописец игумен Орест (Ануфрий Костка). В 1812 году окончил семинарию будущий этнограф, фольклорист и языковед Иван Носович. Он составил самый первый исторический словарь белорусского языка, собрал и издал громадное количество народных пословиц, загадок и песен. Обучался здесь и Всеволод Игнатовский — историк, академик, первый президент Белорусской академии наукВ семинарии познавал премудрости педагогики советский педагог-новатор М.Н. Лепешинский и многие другие известные люди.

Одним из бесценных даров Георгия Могилевской семинарии стала его личная библиотека, которую Святитель полностью завещал передать в семинарскую библиотеку после его кончины, что и было сделано в 1795 году. Описание книжного собрания Конисского участникам семинара представил Сергей Эдуардович Сомов, кандидат филологических наук, руководитель епархиального Духовно-просветительского центра, в докладе на тему «Георгий Конисский – библиофил и книгоиздатель».

Обучаясь и работая в Киеве, а затем в течение сорока лет служа на Белорусской архиерейской кафедре в Могилеве, Георгий собрал одну из богатейших библиотек, которая включала в себя многие очень редкие и древние книги. К концу жизни Преосвященного в его личной библиотеке насчитывалось 1269 экземпляров книг и 241 экземпляр рукописей и документов. Библиотека включала лучшие издания русских, немецких, французских авторов по богословию, философии, истории, географии; различные справочники, словари, компендиумы (это краткие изложения основных положений той или иной науки). Многие из этих книг даже в то время представляли библиографическую редкость, как, например, издания Библии 1560 г. в Женеве, Лейпциге.

Знаменитый архив древних грамот и документов Конисского включал как исторические, так и современные материалы. Здесь была вся деловая переписка архиепископа Георгия: в оригиналах или копиях его представления королю и сеймам, протесты в польские суды и другие официальные инстанции, подлинники жалоб или экстракты из них православных церквей и монастырей, мемориалы, частная корреспонденция и собственноручные записки.

К сожалению, в настоящее время нет точных данных о том, где могут находиться книги и документы из библиотеки Конисского. Часть книг еще в XIX столетии оказались в библиотеках других епархий Русской православной церкви. Архивные документы были частично использованы в XIX веке Иоанном Григоровичем при издании «Белорусского архива древних грамот», а также сборников Археографической комиссии. Данные архива Конисского также использовал Станислав Рункевич при написании «Истории Минской Архиепископии».

Помимо собирания книг и документов Конисский сам занимался книгоизданием. В Могилеве уже через год после вступления на должность Белорусского епископа, в 1756 году, он основал архиерейскую типографию, в которой опубликовал переработанный им Катехизис Феофана Прокоповича (издания 1756 и 1759 гг.), собственное «Собрание поучительных слов» (1761) и другие книги. В изданной Георгием в 1757 г. «Окружной увещательной грамоте» даются наставления приходским священникам. Для них же в соавторстве с епископом Парфением (Сопковским) Георгий создал практическое руководство «О должностях пресвитеров приходских» (издания 1776, 1780, 1789). В конце XIX в. книга как классическое сочинение была переведена английским богословом доктором Пальмером на английский язык.

Целенаправленная борьба с преступлениями униатства и католицизма в отношении православных жителей Польши подтолкнула Конисского в стремлении юридически обосновать их права. Результатом систематизации собранных им архивных материалов стал обстоятельный труд на польском языке «Права и вольности жителей греческого исповедания в Польше и Литве» (1767), переведенный на русский язык синодальным переводчиком Лукою Сичкаревым. В свое время книга сыграла роль незаменимого юридического справочника для отстаивания прав православных граждан в суде.

Историографические сочинения Георгия Конисского – «Историческое известие о епархии Могилевской, в Белой России состоящей, и о епархиях, в Польше бывших, Благочестивых, т.е. Греко-восточного исповедания, кои Римлянами обращены на Унию или соединены с Римскою церковию» (после 1774), «Записки о том, что в России до конца XVI ст. не было никакой унии с Римской церковью» (1792) – носили практический характер и были направлены на обоснование прав православных верующих Польши на свободное вероисповедание, опровергали пропагандируемое католиками мнение, что русские до XV в. были униатами.

В целом, представленный анализ деятельности Конисского в плане собирания и публикации книг показывает, насколько масштабной личностью был Георгий. В результате своей просветительской подвижнической деятельности Конисский внес огромный вклад в сохранение и развитие восточнославянского исторического и духовного наследия.

В заключительной части семинара заведующая учебно-методическим кабинетом Могилевской епархии Татьяна Клавдиевна Борисенко познакомила собравшихся с содержанием ряда интересных исторических документов, касающихся Дворца архиепископа – той историко-культурной ценности города Могилева, в стенах которой и проходил семинар.

В целом, состоявшийся семинар стал одним из первых мероприятий 2017 года, проводимых в связи с 300-летием со дня рождения Георгия Конисского. Участники семинара смогли узнать о масштабной работе по организации празднования юбилея святителя Георгия, которая проводится в Могилеве и в Республике Беларусь в целом, посетили новую экспозицию Церковно-археологического кабинета, библиотеку и учебно-методический кабинет Духовно-просветительского центра, расположенного здесь же, в доме Святителя.

Сергей Сомов