Из Могилева в Барколабово состоялся традиционный крестный ход в честь Божией Матери
23 июля состоялся традиционный крестный ход из Могилева в Барколабовский Свято-Вознесенский женский монастырь к знаменитой приднепровской святыне — чудотворной Барколабовской иконе Божией Матери, празднование которой совершается 24 июля. В крестном ходе участвовало более 200 человек, которые неся на руках Барколабовскую икону Богородицы и соборно совершая Иисусову молитву, пешком преодолели 40-километровый путь.
Возглавили молитвенное шествие: протоиерей Николай Остапчук, иерей Андрей Шаварин, иерей Дмитрий Чумаков, иерей Игорь Шнейдер. чтобы. В течение дня к паломникам присоединились также другие священнослужители: иерей Михаил Титов, иерей Игорь Шнейдер и диакон Артемий Гатальский.
По пути множество людей встречали крестный ход, выходя из своих домов и проезжающих автомобилей, чтобы поклониться Божией Матери, устелить Ее путь цветами и хоть ненамного присоединиться к молитвенному шествию.
В местах, особенно чтимых православными могилевчанами, крестоходцы делали остановки для совершения молебнов. Первая такая остановка была возле храма в честь Царственных страстотерпцев и всех новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Храм этот находится около места, где размещалась Царская Ставка, откуда во время Первой мировой войны Император Николай II руководил Российской Армией и Флотом. И здесь же начался страдальческий путь Царя Николая во время Февральской революции 1917 года.
Вторую остановку паломники сделали на знаменитом Буйническом поле, где совершили молебен об упокоении погибших защитников Отечества, прах которых находится в крипте Буйнического мемориала. Здесь же на Буйническом поле находится храм Рождества Иоанна Крестителя, где крестоходцы совершили молебен об Отечестве.
Буйническое поле является символом легендарной обороны города Могилева, которая в истории начала Великой Отечественной войны занимает такое же место, как и героическая эпопея защиты Брестской крепости. Именно в Могилеве совместными усилиями и ценой жизни солдат и городских ополченцев впервые был сорван немецкий план быстрого завоевания Советского Союза. Во время ожесточенных боев защитники города уничтожили несколько сотен немецких танков, десятки самолетов, большое количество живой силы противника. Оборона Могилева продолжалась 23 героических дня, и это имело огромное значение для последующего хода войны. Здесь на 23 дня было остановлено наступление фашистских полчищ в сторону Смоленска и Москвы, что дало возможность подготовить стратегические резервы и создать оборону в этом направлении.
Третья остановка с совершением заупокойной литии состоялась у часовни в Салтановке, построенной в честь ратного подвига, совершенного на этом месте русскими солдатами во время Отечественной войны 1812 г. Знаменитое сражение частей армии генерала Багратиона и армии французского маршала Даву состоялась 11 июля по старому стилю, т.е. в день празднования Барколабовской иконы Божией Матери, покровительницы этих мест.
Особенно отличились в этом бою казачий атаман генерал Матвей Иванович Платов и генерал Николай Николаевич Раевский. Именно об этом сражении есть предание о том, как генерал Раевский, чтобы собственным примером воодушевить на бой русских солдат, поднялся в атаку сам и поставил рядом двоих юных сыновей, закричав: «Вперед, ребята, за Царя и за Отечество! Я и дети мои, коих приношу в жертву, откроем вам путь».
Следующий молебен был совершен в храме прп. Сергия Радонежского в селении Дашковка. Прихожане храма и настоятель священник Владимир Котов как всегда очень гостеприимно встретили крестный ход и накормили уставших путников обедом.
Вечером 23 июля крестный ход прибыл в Спасо-Вознесенский женский монастырь в селе Барколабово, где и находится святыня востока Белой Руси — Барколабовская икона Божией Матери.
В среду, 24 июля, в Вознесенском монастыре паломники приняли участие в торжествах, посвященных Барколабовской иконе, которые возглавил Патриарший Экзарх всея Беларуси, митрополит Минский и Заславский Вениамин в сослужении архиепископа Могилевского и Мстиславского Софрония и епископа Бобруйского и Быховского Серафима.
Могилевщина в советское время являлась одним из центров атеистической политики, и потому здесь были разрушены почти все храмы и уничтожены святыни, в том числе полностью разрушен Барколабовский монастырь. Но бывшие насельницы обители и местные жители сумели сохранить Барколабовскую икону в оригинале, единственную на востоке Белой Руси. Сегодня эта икона находится в историческом месте ее пребывания: Спасо-Вознесенском женском монастыре, который помощью Божией Матери возрождается на берегу Днепра около веси Барколабово.
По преданию, икону в Барколабовской обители оставил, возвращаясь из похода, русский князь Пожарский. После 1920 года, когда монастырь был закрыт, икону сохраняли верующие. А накануне Пасхи 1953 года чудотворную икону принесли в Свято-Троицкий храм Быхова. Там чудотворный образ хранился до июля 2010 года, неизменно собирая большое число верующих. 25 июля 2010г. древняя икона была торжественно перенесена в восстанавливаемую Барколабовскую обитель. Теперь здесь отмечают двойной праздник чудотворного образа: 24 июля — день обретения и 25 июля — день перенесения иконы из града Быхова в Барколабовский монастырь. Барколабовская икона, одна из самых почитаемых на востоке Белой Руси, прославилась обильными чудесами, которые не прекращаются и в настоящее время.
Использованы фото Виталия Артемчика