Храм, видевший три государства, множество войн, разрушенный и возрожденный

О Могилеве с его богатством и уровнем развития писали многие путешественники в разное время. Чех Бернгард Танер в 1678 году заметил, что Могилев состоит из домов, «украшенных чем-то похожим на иконы, художественные и чудесные». Царский стольник П. Толстой в 1697 году в своих путевых заметках отмечал: «…Город Могилев большой и посады около него большие. В посадах множество садов. А весь он намного больше Смоленска… На посаде много богатых мещанских домов каменных и много хорошей постройки деревянных… Улицы вымощены диким камнем. Много торговых рядов, а в них полно всякого товару».

С 1578 г. в Могилевских документах упоминается улица Покровская, которая имела линейную систему расположения и формировала нижний ярус города под названием Подолье. Это было очень прогрессивно для того времени.  На ней расположилась деревянная церковь.

Вознесенско-Покровская церковь предположительно была построена в период с 1560-1570гг. В выписке из инвентаря городов Могилева и Витебска за 1552 год она не указанна. Далее она будет звучать как Вознесенско -Покровская или Вознесенская, Покровская, то как Свято-Покровская имеющая два престола. Скорее всего, церковь освящена как Вознесенская,  имея второй престол в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Возможно, люди прося покрова и защиты у Божьей Матери, стали называть и всю церковь как Покровскую. ( мы знаем такие случаи в истории когда церковь называют в народе не так как она освящена, пример Собор Василия Блаженного – освящена собор Покрова Пресвятой Богородицы).   В 1571 году упоминается Тихон Миткович, поп Вознесенский, обратившийся с жалобой о взыскании долга с мещан. В 1577-1578 гг.  упоминается священник Могилевской Вознесенской церкви Тихон Литвинович, известный заимодавец, живший в своем доме на Кощавой улице.

20 февраля 1605 г. король Жигмунт III подтверждает «дарования земли в две уволоки священнику Тихону Митковичу, построившему церковь Покрова Пресвятой Богородицы за свой »кошт». 30 июля 1734 года уже король Сигизмунд III дает  дарственный лист на четыре уволоки земли для Покровской церкви: »Ознаменуем сим листом, всем вообще и каждому отдельно, кому знать надлежит, что когда ревизоры наши, уроженные  Ян Корсак и Ян Чиж, секретари наши, отправляющие ревизию в том старостве могилевском, для увеличения хвалы Божией на церковь, в том месте построенную Вознесения и Покрова Пресвятой Богородицы, заменою за 2 волоки той церкви надлежащие на 4 волоки в волости Могилевской, в селе Староселю Кохановском и до владения Овдею Тихоновичу, священнику Покровскому и потомком его, священникам.  Секретари подтверждают, что священник Тихон Миткович, который за свой счет в месте Могилевском построил церковь во славу Божию, на которую первые ревизоры дали 2 волоки, которые в плохом грунте лежат и с которых прибыли никакой не было.» 18 марта 1605 года заверена  записка клира  Преображенской церкви  о неимении никаких претензий к мещанам могилевским. Подписи под ней поставили Овдей Тишкович, поп Вознесенский и Озар Романович, поп Покровский и Павел Григоревич, священник Троицкий.

Деревянная Вознесенско – Покровская церковь была закрыта и передана униатам в 1619 году. Но 2 апреля 1623 года отец Гервасий Гостиловский, наместник, игумен Могилевский, заявил о краже семнадцати книг и »двух свеч поставных великих  с церкви Вознесенско-Покровской, на подоле места Могилевского, под валомъ стоячое.» В 1627 году король соглашается на возвращение православным двух церквей, в »месте нашомъ, Могилевском, за валом стоячих, в том числе и Покрова Пречистой Богородици, для отправления набоженства.» А уже 24 июля 1628 года снова передает эти церкви униатам. Окончательно церковь возвращается православным  2 июня 1633 года.

Во время  русско-польской войны 1654-1667 гг.  Могилев был осажден поляками. В феврале 1655 года дивизия под командованием Богуслава Радзивилла атаковала город с предместья» Лупулы». Из биографии Богуслава Радзивилла взят фрагмент, где он рассказывает, что прятался в Покровской церкви при атаке на них жителей города и был ранен: »Того дня мы были в церкви с гетманами,  которая была под самым валом городским и которую осаждала пехота Юшкевича и Скрабкова. С горы выстрелили в меня вместо пули кирпичом, но так Господь Бог сделал, что этот кирпич  крест перед окном удержал и в правую руку ударило так, что тут же образовалась огромная шишка крови и в течении нескольких воскресений я руку едва поднять мог. »Вероятно, церковь сгорела в 1655 году, когда Радзивилл и Гансевский 1 мая »из большого валу вон вышли, а посады в большом земляном валу пожгли. Отстроенная деревянная церковь снова сгорела в 1660 году, по приказу воеводы Виленского гетмана Литовского Павла Сапеги когда Чернецкий и Сапега »предместья всякие и церкви пожгли, новопостроенную  в июне Покрова Пресвятой Богородицы».

Вскоре была построена новая, каменная церковь. »В 1668 году Церковь Вознесения Господня или Покрова Пресвятой Богородицы начата строиться,  а боковые приделы окончены в 1687 году.» С  1696 по 1698 год построена звонница Покровская в нижнем ярусе звонницы устроена теплая, »зимняя» церковь которая освящена в честь Архистратига Михаила и была приписной к Вознесенской церкви. Большое количество документов о жизни храмов нашего города пропало в результате войн и пожаров, поэтому даже малые сохранившиеся архивные записи позволяют проследить и составить хронологию событий в жизни храма и его прихожан. Церковь вспоминают в 1708 году во время Северной войны, когда Петр 1 приказал Татарскому и Калмыкскому полку сжечь город,  что бы он не достался шведам. Город был спален…, но Вознесенская (Покровская), как и другие: Воскресенская, Борисо-Глебская,  Пречистинская  и Ильинская, осталась цела.

Из клировых ведомостей Вознесенской церкви за 1869 год можем узнать следующее: «Вознесенская церковь, именуемая Покровскою построена неизвестно когда и кем, но есть предание, что в древние времена она была Кафедральною. Зданием каменная, с такою же колокольнею, в 1863 году обновлена починками, в 1869 году исправлена и окрашена железная крыша на обоих зданиях. Престолов в ней три: Главный престол во имя Вознесения Господня, в приделе с правой стороны во имя Покрова Пресвятой Богородицы, с левой во имя Введения во храм Богоматери, последний не освященный. Утварью достаточна. Причта положено по штату 1842 года священник и дьякон.  Земли при сей церкви имеется три десятины, как видно из планов, сост. в 1844 г. января 30 дня, вся эта земля сдается в аренду и доход от нее от 60 р.сер. в год. Половинная часть поступает в церковь, а половина разрешено Епархиальным начальством с согласия прихожан означенной церкви, по скудности прихода, пользоваться священнику. Дома собственного священник не имеет, а помещается в церковном деревянном доме. Дьячок нанимает квартиру.

На содержание священника и церковных послужителей положено по Высочайше утвержденному в 1844 году штату получать от казны 252 р.сер., из коих священник получает 180 руб., дьячок 72 р.

Приписные к сей церкви две:

Зимняя, устроенная в нижнем ярусе колокольни, где престол во имя Святаго Архистратига Михаила, и устроенная в здании Могилевских Губернских казарм,  где престол во имя Святаго Александра Невского. В первой совершаются богослужения в зимнее время, а в последней, за перемещением временно определенного туда священника на другие «должности»,  штатное богослужение редко совершается. Домовой церкви в сем приходе нет.

В 1877 год  дополнено что «Ближайшая к сей церкви приходская Николаевская ¼ версты. В Губернском городе Могилеве в приходе приписной Вознесенской церкви духовных -7 и 9; статских – 9 и 12; мещан- 28 и 33; военных- 27 и 46; крестьян 14 и 17; итого –85 и 117. (это количество прихожан церкви на 1877г.)

Из ведомости теплой церкви: Церковь сия устроена в нижнем ярусе колокольни с деревянною пристройкою, но когда, неизвестно, в 1887 году обновлена заново внутри. Престол в ней Архистратига Михаила, освящен 7 ноября 1887 года, по распоряжению Епархиального Начальства, протоиереем Деменцевичем. Настоятель священник Фадей Михайлов Свидерский, сын диакона. Псаломщик Иоанн Адамов Горбик, сын священника. Церковный староста Евфимий Елиспев Горянин, мог.мещанин. Сиротствующие: протоиерея сей церкви Иакова Богдановича дочь девица Анастасия получает пожизненное пособие 50 руб.

4 сентября 1890 года Покровская церковь горела, пожар произошел внутри и повредил пол, убранство, киоты, хоругви, иконостас и деревянный купол церкви. В 1891 году приступлено к ремонту и по недостаточности средств окончена ремонтом лишь в сентябре 1896 году на доброхотныя пожертвования и полученную 1000 руб. от  Свящ.Синода, всего на сумму 3 843 руб. 58 коп. В 1894 узнаем, что  иконостас не возобновлен за нерозысканием живописцев и позолотчиков. Богослужебные книги некоторые очень ветхи, повреждены пожаром и поэтому крайняя нужда приобрести новыя». Ограда церкви устроена новая на церковно-кошельковую сумму и доброхотные пожертвования. Сторожки при церкви нет. Престолы справа и слева не освящены.  Облачений священнических, дьяконских и напрестольных облачений хотя и достаточно, но частью ветхи, а частью во время пожара испорчены и по бедности церкви приобрести новые нет возможности. Зданий при сей церкви нет, кроме вышеуказанного дома, который ремонтировал на собственный счет священник.

Священник Владимир Феодоров Крымский, свящ. сын.  Псаломщик Аркадий Константинов Журбо, сын свящ, 27 лет. Обновили церковь 30 марта 1897,  осветил Епископ Михаил два престола: Вознесения Христова и Покрова Пресвятой Богородицы.

В 1919 году Клировые ведомости  Вознесенской церкви г.Могилева сообщают: Зданием каменная, с такою же отдельно устроенною колокольнею, купол в церкви деревянный. Покрыты они железом, а в 1914 году окрашены зеленою краскою. Стены церкви и колокольни прочны, но влияние сырости, вследствие близости реки Днепра и стока воды с Покровского спуска, сказывается на стенах храма и колокольни, в особенности же из-за разлива реки весною, во время которого вода стоит в храме, вредно влияет как на стены храма, так и на имущество. Вокруг храма имеется очень ветхая деревянная ограда, помещения для сторожа нет.

В 20-30 годы 20 века Покровская церковь была единственной действующей в городе Могилеве. До 1936 года в Покровском храме размещалась кафедра архиепископа Могилевского Павлина (Крошечкина), будущего священномученика. Священник храма в это время протоиерей Павел Иванович Кернажицкий проходил по делу архиепископа и так же предположительно расстрелен. С момента ареста владыки в 1936 церковь закрыта.

pokrovskiy1

Как выглядела церковь? Этот бесценный материал оставили нам художники, которые раскрывают внешний вид во всей красе: Наполеон  Орда 1878г. нарисовал  Покровскую церковь, художник Дмитрий Струков (1864-1867 г) по просьбе Виленского генерал — губернатора Михаила Муравьева, Могилевчанка Мария Невромская 1855г., художник из нацистской Германии Франц Айхгорст в 1941 году нарисовал 4 картины о Могилеве среди них и Покровская церковь являющаяся образцом могилевской школы зодчества.

фото из альбома Царской Семьи

фото из альбома Царской Семьи

Уникальная, хорошего качества фотография Покровского храма была найдена в одном из личных фото-альбомов, принадлежавших семье Императора Николая II (этот снимок потом разрешил многие вопросы при возрождении храма). И даже, возможно, авторство этого снимка принадлежит кому-то из августейших особ, которые все увлекались фотографированием.

И вот 23 октября 2022 года, в год исторической памяти, Божией милостью будет совершено действие, являющееся актом исторической справедливости и огромного духовного значения. Патриарший Экзарх всея Беларуси, митрополит Минский и Заславский Вениамин совершит освящение Покровского храма, воссозданного на его историческом месте.

Напомним, что еще недавно, 20 февраля 2017 года, епископ Могилевский и Мстиславский Софроний освятил место по строительство этого храма. И вот желанием и трудами многих неравнодушных православных людей (Геннадия Ситникова, игумении Ефросинии(Сидорович), Александра Набокова, Ирины Снопковой, Сергея Беляева, Юрия Гончарова и многих других)  уже приближается торжество вступления в жизнь возрожденного храма Покрова Божией Матери.  Храма, в котором служил  священномученик Павлин; который видел святых страстотерпцев Царя Николая II и его Семью; который видел святого Георгия Конисского и многих других наших благочестивых предков.  У церкви с богатейшей историей начинается новый период, пожелаем ей продолжения славных страниц, много прихожан и духовного света.

По материалам В.Киреева, В.Неменковой, А.Белохвостова, А.Антоненко

Автор видео-очерков Леонид Поздняков