Методы воспитания молодежи в современном информационном мире обсудили на онлайн-курсах библиотекарей

26 мая 2020 г. сотрудники Духовно-просветительского центра имени святителя Георгия (Конисского) приняли участие в работе онлайн-курсов повышения квалификации библиотекарей учреждений общего среднего образования, организованных учреждением образования «Могилевский государственный областной институт развития образования».

В процессе онлайн-общения были рассмотрены вопросы формирования информационной грамотности учащихся, роль библиотеки в духовно-нравственном воспитании молодежи в современном информационном мире.

Информационная грамотность – это совокупность знаний, установок, умений и навыков, которые позволяют получать доступ к информации и знаниям, анализировать, оценивать, использовать, создавать и распространять их с максимальной продуктивностью в соответствии с законодательными и этическими нормами и с соблюдением прав человека.

Поиск  эффективных путей формирования единства  информационной грамотности и духовно-нравственной  культуры у подрастающего поколения является важнейшей задачей для  заведений образования, в т.ч. для  библиотек.

Современную медиасреду часто называют «параллельной школой». «Параллельная школа»  не только формирует ненаучное мышление, но на свой лад «воспитывает» людей, делает из личности “человека массы” и “человека потребления”. Огромную популярность завоевывают компьютерные игры, осваивающие виртуальные миры, где нет места творчеству, открытиям и нет нравственности и морали, а главная задача – просто выжить в предлагаемых обстоятельствах.

Следствиями влияния медиасреды  являются психическая неустойчивость, некритичность мышления, легковерие и внушаемость. Человек массы утрачивает свой творческий потенциал, желание и способность его реализовывать; он не является творцом даже собственной жизни.
Кроме того, в неуловимо меняющемся мире it-технологий (с его новыми способами коммуникации, атомизацией общества, отсутствием нравственных норм, увеличивающимся примитивизмом общения) теряется авторитет старших, теряется преемственность традиций и норм,  молодежь все больше отрывается от старшего поколения и живет в совсем другом, иногда с противоположными ценностями, часто полуреальном, мире.

Новый информационный мир доводит до информационной перегрузки современных людей. Даже взрослым приходится нелегко, а у детей и подростков формируются вариативные формы защиты от информационной агрессии.
Однако именно в этом возрасте, пока еще не угасли эмоции, необходимо помочь ребенку научиться анализировать, размышлять, а также проявлять добрые начала и качества, вложенные Создателем в каждого человека.   Для реализации  этого доброго творческого потенциала в сегодняшнем мире нужно научить детей использовать новые информационные технологии в нужном направлении. Именно такие задачи ставят себе работники современных библиотек.

Как говорил Ф. Достоевский: «Чтобы жить мудро, одного ума мало», надо научиться  применять эти знания в жизни.