15 февраля — Сретение Господа Нашего Иисуса Христа

2ila3qors2e
Тропарь Сретения Господня

глас 1

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, / из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, / просвещаяй сущия во тьме. / Веселися и ты, старче праведный, / приемый во объятия Свободителя душ наших, / дарующаго нам воскресение.

Кондак Сретения Господня

глас 1

Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим,/ и руце Симеоне благословивый,/ якоже подобаше, предварив,/ и ныне спасл еси нас Христе Боже,/ но умири во бранех жительство,\ едине Человеколюбче.

Величание Сретения Господня

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и чтим Пречистую Матерь Твою, / Еюже по закону ныне / принеслся еси в храм Господень.


Сретение Господне.

В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа ( Лк. 2, 22 — 40). В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм — центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву ( Лев. 12) женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» ( Лк. 2, 29 — 32). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» ( Лк. 2, 35).

В храме была также 84-летняя вдовица Анна пророчица, дочь Фануилова , «которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» ( Лк. 2, 37 — 38).

До Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего Мессию Спасителя мира и ожидали Его пришествия. Последние праведники уходящего Ветхого Завета — праведный Симеон и Анна пророчица удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета, в Лице Которого уже встретились Божество и человечество.

Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам христианской Церкви. Известно, что в день этого торжества произносили проповеди святители Мефодий Патарский (+ 312), Кирилл Иерусалимский (+ 360), Григорий Богослов (+ 389), Амфилохий Иконийский (+ 394), Григорий Нисский (+ 400), Иоанн Златоуст (+ 407). Но, несмотря на раннее происхождение, этот праздник до VI века совершался не так торжественно. В 528 году, при императоре Юстиниане (527 — 565), Антиохию постигло бедствие — землетрясение, от которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое. В 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее.

Когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход, бедствия в Византии прекратились. В благодарность Богу, Церковь в 544 году установила праздновать Сретение Господне торжественнее.

Многими песнопениями украсили праздник церковные песнотворцы: в VII веке — святитель Андрей, архиепископ Критский, и в VIII веке — святитель Косма, епископ Маиумский, преподобный Иоанн Дамаскин, святитель Герман, Патриарх Константинопольский, в IX веке — святитель Иосиф Студит, архиепископ Солунский.

С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Умягчение злых сердец», или «Симеоново проречение», которую необходимо отличать от иконы «Семистрельная».

Икона «Симеоново проречение» символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона: «Тебе Самой оружие пройдет душу» ( Лк. 2, 35)

  • Какую умилительную картину представляет нам Сретение Господне! Глубокий старец Симеон, держащий на руках младенца Бога, по ту и другую сторону его – Иосиф Праведный и Пресвятая Дева Богородица; невдали – Анна Пророчица восьмидесятичетырехлетняя постница и молитвенница. Очи всех устремлены на Спасителя. В нем исчезают они вниманием и из Него пьют духовную сладость, питающую души их. Можете судить, как велико было блаженство сих душ!..

    Но, братие, и мы все призваны не к мысленному только представлению сего блаженства, а к действительному его вкушению, потому что все призваны иметь и носить в себе Господа и исчезать в Нем всеми силами своего духа. И вот, когда достигнем мы сего состояния, тогда и наше блаженство не ниже будет блаженства тех, кои участвовали в Сретении Господнем. Те были блаженны – видевше; мы же будем блаженны – не видевше, но веровавше. Приложите внимание. Я коротко укажу вам, как сего достигнуть. – Вот что сделайте и делайте.

    1. Прежде всего покайтесь. Помните, что в духовной жизни без покаяния ничего сделать нельзя. Чего бы кто ни искал, начало всему да будет покаяние. Как без фундамента нельзя строить дома и как, не очистивши поля, нельзя ни сеять на нем, ни садить, так без покаяния ничего нельзя предпринимать в духовных наших исканиях, что б вы ни сделали без него, все – всуе. Так, прежде всего покайтесь, то есть оплачьте все худо сделанное и решитесь на одно богоугодное. Это будет то же, что обращение взора и всего тела на путь в сретение Господу и первое вступление на сей путь.
    2. Затем, храня постоянно неизменным чувство покаяния, устройте для себя такой род жизни и поведения, чтобы на каждом у вас шагу или при каждом движении был как бы преднаписываем в вашем внимании Господь и Спаситель наш. Такой порядок сам собою устроится в вас, если: а) все, что ни делаете, вы будете делать во славу Господа и Спасителя, делать ради Христа. Тут разумеются не одни большие дела, а всякое вообще действие. Ибо смотрение и слышание, молчание и говорение, ястие и питие, сидение и хождение, труд и покой, все вообще может быть посвящаемо Господу и освящаемо Его именем Всесвятым. Так как минуты не бывает, чтоб мы не были за каким-либо делом, то, устроившись так в делах своих, вы поминутно будете сретать Господа, во славу Его обращая все дела свои. Сие исполнить и плод от сего получить вы можете тем удобнее, если при этом: б) в порядок дел своих повседневных вставите чины молитвенные – и церковные, и домашние, и вообще поставите законом быть строгими исполнителями всякого устава Святой Церкви до малой иоты, без суемудрий и кривотолкований, в простоте сердца. Как содержание каждого молитвословия есть Господь и наше к Нему обращение, то, совершая его или участвуя в нем, вы будете сретать Господа в сочувствиях и услаждениях своего сердца. Если затем: в) промежуток остающегося времени вы наполните чтением Писаний о Господе, или слушанием беседы о Нем, или своеличным размышлением о Нем и о великом деле спасения, совершенном Им на земле, то сами увидите, что ни внутри вас, ни вне не останется ничего, что не носило бы напоминания о Господе, не преднаписывало Его вниманию вашему, не изводило ваш дух во сретение Ему.
    3. Не должно, однако ж, забывать, что все сии труды и занятия суть только приготовительные. На них одних останавливаться не должно, а надо устремляться далее. Как из пищи, принимаемой нами в грубом виде, выделываются потом тонкие стихии жизненные, так из сих занятий, видимо совершаемых, осязаемых, должны образоваться в духе тончайшие расположения или устремления ко Господу, именно: под трудом посвящения всех дел Господу должно качествовать устремление всех желаний нашей души единственно к Господу; под исполнением всех молитвословий или участием в богослужениях должно слагаться в сердце сочувствие только ко Господу и Господнему; под чтением и слышанием Писаний о Господе должно лежать в основе охотное устремление внимания ума нашего к единому Господу. Те труды суть возделывание поля, а сии стремления – восход посеянного; те – ствол и ветви, а сии – цвет и плод. Когда возникнут в нас сии расположения, это будет значить, что дух наш весь своим сознанием и своим настроением изшел в сретение ко Господу. И как Господь везде есть и Сам ищет сретиться с духом нашим, то взаимное их сретение после сего устрояется само собою. С тех пор дух наш начнет вкушать блаженство Симеона Праведного, то есть начнет носить в объятиях своих сил и стремлений Господа, Который есть полное их насыщение и удовлетворение. Это то, что называют вкушением Господа, покоем в Нем, умным Богу предстоянием, хождением пред Господом, непрестанною молитвою – предмет трудов, желаний и исканий всех святых Божиих.

    Сего блага сподобиться желаю всем вам, празднующим ныне Сретение Господне. Если б кто, жалуясь, сказал: желателен плод, но труд достать его слишком тяжел, тому можно ответить так: хорошо, есть легче способ, или способ простее сложенный. Вот он! Покайся; затем, ревнуя об исполнении всякой заповеди Божией, ходи неотступно пред Господом, устремляясь к Нему всем вниманием ума, всеми чувствами сердца, всеми желаниями воли. Устроившись так скоро сретишь Господа. Он внидет в тебя и упокоится в тебе, как на объятиях Симеона Праведного. Чем-нибудь еще облегчить труд, необходимый в искании сретения Господа, уже нет никакой возможности. Молитва Иисусова: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя – сильно и мощно может помогать в сем труде. Но, опять, не сама по себе, а под условием устремления всех сил нашего духа к Господу! – Трезвитеся убо и бодрствуйте (1 Пет. 5, 8). Вышних ищите… и живот ваш сокровен да будет со Христом в Боге (Кол. 3, 1, 3). – Тогда, соделавшись един дух с Господем (1 Кор. 6, 17), узрите и обымете сего Господа, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас (Ин. 16, 22), ни в сей век, ни в будущий. Аминь.

    Святитель Феофан Затворник

    pravoslavie.ru

  • Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

    Сегодня, возлюбленные братья и сестры, мы с вами собрались в этом святом храме для того, чтобы  вместе с Церковью совершать празднование Сретения Господня. Среди многих песнопений этого праздника есть одно, которое обычно известно каждому христианину  и  которое с особым теплом в душе воспринимается каждым. Это песнь праведного Симеона Богоприимца—Ныне отпущаеши  раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром. Когда Святая Церковь или читает, или поет это песнопение, то многие с большой сосредоточенностью, с большим чувством в своей душе в это время молятся, некоторые — коленопреклоненно.

    Почему это песнопение так близко каждому христианину? Потому, дорогие братья и сестры, что каждый проходит тот или иной путь жизни, какой продолжительности—этого никому не дано знать, никому не дано измерить. Некоторые находятся в состоянии жизненного утра. И для них все представляется как бы в розовом свете.

    Проходит этот недолгий и радостный отрезок времени, и человек оказывается в том периоде жизни, который называется серединой жития. Это время сознательной жизни, это время, которое сопряжено со многими искушениями и соблазнами, со всевозможными грехами. В это время человек сознательно избирает для себя тот или иной путь. Это может быть путь греха и порока, или это может быть наитруднейший путь, по которому он идет к своему спасению и к правде вечной. В этот период Святая Церковь назидает человека, она зовет его к духовному совершенству, к жизни праведной.

    Проходит и это время, и наступает время вечера человеческой жизни. Это очень ответственный период. И кто из нас не сознает, что рано или поздно, может быть, внезапно, может быть, с тяжкой болезнью, с недугом, но неминуемо приблизится к нему смерть? Но о времени ее приближения никто не знает. В этот период человек — христианин научается Церковью молиться усердной молитвой. Церковь помогает ему в это иногда очень тяжелое время — время его старости. И человек усердно молится, чтобы Господь это время соделал для него мирным, безболезненным и беспечаль­ным.

    Так было у праведного Симеона Богоприимца, который на пороге Иерусалимского храма встречал Богомладенца Христа. Праведному Симеону было сказано свыше, что он не увидит смерти до тех пор, пока не увидит Христа Грядущего. И вот он Его увидел. Его влекла в церковь какая — то необычная сила. И когда он, имея очень преклонный возраст, пришел, тогда в свои объятия он принял Богомладенца Христа. И вот тогда он сказал эти слова: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром.

    Настало время, когда ему можно было умереть, и эта кончина его должна быть мирной. Яко видеста очи мои,— продолжал праведный Симе­он,— спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей. Он это спасение видел в Самом Богомладенце Христе, а все остальное он восприни­мал чрез Священное Писание, как можно было бы сказать теперь — «умозрительно».

    Мы с вами, дорогие братья и сестры, много счастливее праведного Симеона, потому что мы не только видели спасение, а мы его имеем, спасение внутрь нас есть. Это происходит тогда, когда мы с глубочайшей верой, со страхом Божиим причащаемся Святых Христовых Тайн. Они приносят нам спасение, созидают его внутри нас. Ибо Священное Писание повествует о том, что тот, кто причащается Святых Христовых Тайн достойно, тот соединяется со Спасителем и Господом.

    Мы очень многое в продолжение жизни увидим такого, что является спасительным для нас. И это спасение мы не только лицезреем, но это спасение приходит внутрь нас и в нас почивает.

    Дух Святой, Которого мы принимаем во время Крещения,— это наше спасение. Возможность в Таинстве Покаяния очиститься полностью от греха и порока — это тоже наше спасение. Это такое спасение, которое позволяет нам приблизиться к чаше со Святым Причастием. Есть Таинство, в котором благословляется брачная жизнь человека, когда он вместе с Церковью возносит молитвы о счастливой, благополучной брачной жизни. В Святой Церкви есть Соборование, или Таинство Елеосвящения, которое совершается во время тяжких болезней. Поэтому мы, повторяю, счастливее праведного Симеона Богоприимца, потому что он только видел спасение, а мы не просто видим, мы уже знаем, что мы соединяемся с Самим Христом Спасителем и Его спасение бывает среди нас.

    Необходимо нам, дорогие братья и сестры, обратить внимание на песнопения, которые Святая Церковь поет за всенощным бдением. Вот те запевы, которые поются на девятой песни. Надо глубоко вникнуть в их содержание, и мы увидим, как чадолюбивая Матерь-Церковь зовет нас к нашему спасению, к духовному совершенству. И если это нам не удается, она обращается к Богоматери, к Самому Спасителю и Господу и просит, чтобы нам было ниспослано спасение.Богородице Дево, Упование христи­анам, покрый, соблюди и спаси на Тя уповающия.— Какие вдохновенные слова и как этими словами легко молиться! А сколько в этих запевах поэзии, духовной красоты! Чистая Голубица, Нескверная Агница Агнца и Пастыря приносит в Церковь.

    Вот просьба к Богоматери о Ее предстательстве: О Девице Марие, просвети нашу душу, омраченную люте житейскими сластьми. К Самому  Спасителю и Господу: О Христе, всех Царю, подаждь ми слезы теплы, да этими слезами омыю я свою падшую во грехах душу, юже зле погубив. Много назидательных моментов в запевах на девятой песни. Не случайно Святая Церковь предлагает их нам, особенно тем, у кого наступил вечер жизни, делая легкой нашу молитву, призывая нас осознать свою грехов­ность, научая нас, если мы сами бываем неспособны, проводить христиан­скую жизнь достойно нашего звания.

    Дорогие братья и сестры, в этот великий праздник не только прославим Пресвятую Деву Марию, но и обратимся к Ней с нашими мольбами душевными о нашем избавлении от грехов и пороков. И те песнопения, которые Святая Церковь предлагает нам, особенно тем, кто находится в вечерней поре своей жизни, с верой восприимем в наши сердца. Аминь.

    Патриарх Пимен (Извеков)

    pravoslavie.ru

  • Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

    Дорогие братия и сестры, сегодня мы с вами празднуем славный и радостный праздник Сретения Господня. Этот праздник так называется потому, что праведный старец Симеон, живший в Иерусалиме, встретил в Иерусалимском храме четыредесятидневного Младенца Господа Иисуса Христа с Пречистой Его Матерью. Вот как это священное событие описывается евангелистом Лукой: А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем (Лк. 2, 22-40).

    Это чудное повествование, братия и сестры. Но остановим сейчас наше внимание на словах: И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий.

    Дорогие мои, Господь наш Иисус Христос, к Которому относятся эти пророческие слова праведного Симеона, явился на землю не для того, чтобы лежать кому-либо на падение или быть причиной чьей-либо погибели. Нет, Он пришел на землю на восстание всем людям, всем народам. Он пришел для того, чтобы спасти все человечество, всех людей возвести на подобающую им нравственную высоту и, сделав их достойными Неба, привести к Отцу Небесному. Равным образом Он пришел на землю не для того, чтобы служить предметом пререканий, не для того, чтобы произвести разделение между людьми и народами. Напротив, Он пришел для того, чтобы соединить всех людей воедино, стать Единым Пастырем всего человеческого рода. Желая того, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины, Он для этого именно и пришел.

    Но сами люди, грехи и дурные наклонности их были причиной того, что, придя в мир для спасения всех, Христос для одних сделался виновником восстания, а для других послужил невольной причиной падения — стал предметом пререканий, так что одни с радостью приняли Его, уверовали в Него как в Бога, Спасителя мира и возлюбили святое учение и святой закон Его, а другие с ожесточением отвергли Его, как врага истины и блага людей. Так отнеслись ко Христу современники Его. Так относятся ко Христу на всем протяжении существования христианской Церкви вплоть до наших дней: одни — с верой и любовью, а другие — с неверием и ненавистью. И такое отношение будет во все века, до скончания мира и Пришествия Его: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий!

    В самом деле, тотчас же по рождении Христа началось и пререкание о Нем. Ангелы и добрые люди встречают рождение Его с ликованием и славословием и видят в Нем утеху и славу Израилеву, а другие вместе с Иродом ищут убить Его. Является Христос с проповедью Своего Евангелия, возвещает людям Божественную истину и святой закон любви и благотворит им — и что же мы видим? Одни принимают Его учение, с благоговением взирают на Его дела и делаются последователями Его, а другие ожесточаются против Него и простирают свою вражду и ненависть к Нему до того, что обрекают Его на страшные мучения и пригвождают ко Кресту. И спасительная смерть Его, и славное Воскресение не положили конца разделению людей на спасаемых и погибающих: одни из свидетелей страданий и смерти Его вразумились и спаслись, а другие погибли в своем ожесточении.

    Эти пророческие слова праведного Симеона: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле — находили себе подтверждение в течение двадцати истекших веков. И в наше время, как и во все времена, Христос лежит одним на падение, а другим на восстание, служит предметом пререканий. Достойно слез, братия и сестры, что Сладчайший наш Господь, пришедший дать людям счастье и радость, положивший из любви к человеческому роду Свою бесценную жизнь, является предметом противоречий, вызывающих у некоторых самое настоящее озлобление. Христос лежит на пути всех людей, занимает в жизни и судьбах человечества такое положение, что, куда бы люди ни пошли, они везде непременно встречаются с Ним и, встретившись, или восстают, утверждаясь на Нем, или претыкаются об Него и падают. Се, лежит Сей на падение и на восстание многих — не только во Израиле, но и во всем человечестве; не только для современников Своих был Он предметом противоречий, но и для людей всех времен и народов.

    Дорогие братия и сестры, кроме усвоения этой Божественной истины, настоящее чтение и праздник научают нас многому полезному и доброму в отношении нашей собственной жизни. Праведный Симеон, который, по преданию, жил триста шестьдесят лет, ибо было ему предсказано, что не увидит он смерти, пока не увидит Христа Спасителя, когда взял на руки Младенца Христа, то духом возрадовался и воспел дивную песнь: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видесте очи мои спасение Твое(Лк. 2, 29-30). Его очи видели спасение миру, и потому он спокоен и отраден и мирно, спокойно умрет. Но, чтобы такую песнь мог при смерти воспеть и каждый из нас, для этого нужно и нам стать Богоприимцами и Богоносцами.

    Праведный Симеон сподобился быть таковым не потому только, что он принял Младенца на свои руки, но наипаче потому, что он в сердце своем носил Христа вместе с Отцом и Святым Духом. Поэтому не одному старцу Симеону предоставлено высокое достоинство носить на руках Христа и быть Богоприимцем, но и многие другие могут иметь это достоинство. Аще кто любит Мя, — сказал Господь, — слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23). И в другом месте: Се, стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною (Откр. 3, 20).

    Значит, для того, чтобы восприняли мы и сие высокое достоинство, требуется от нас только одно — чтобы мы любили Христа и соблюдали святые Его заповеди и не запирали сердца своего, когда Он стучится к нам или через ниспосланное для нашего вразумления слово Свое, или через скорби.

    Что удостоило праведного Симеона сделаться Богоприимцем и Богоносцем? То, что он былчеловек праведен, чая утехи Израилевы (Лк. 2, 25), то, что он жил по закону Божию и ожидаемого Мессию носил в сердце прежде, нежели принял Его в свои трепещущие руки. Если бы этого не было в праведном Симеоне, то не удостоился бы он принять Христа на руки свои, или если бы и принял, то не воспел бы такой отрадной песни: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко… Ведь внешнее осязание Христа и прикосновение к Нему без внутренней веры и любви бесполезно. Многие иудеи осязали Его и прикасались к Нему, однако это не принесло им никакой пользы. Отсюда ясно видно, что Богоносцем может назваться лишь тот, кто соблюдает заповеди Христовы, любит Бога.

    Будем, дорогие братья и сестры, стремиться к сему высокому достоинству и мы. Будем являть свою любовь к Господу соблюдением Его святых заповедей, чтобы и в наших сердцах устроил Господь для Себя светлые обители, дабы и мы могли в жизни своей сделаться Богоносцами. А при отшествии своем из этой временной жизни к жизни нетленной, вечной от всей души могли воспеть, подобно праведному Симеону: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко. Аминь.

    Архимандрит Кирилл (Павлов)

    pravoslavie.ru

  • Слово «сретение» значит встреча. На сороковой день после Рождества Христова Дева Мария в сопровождении Иосифа Обручника принесла Своего Сына в Иерусалимский храм, чтобы исполнить закон Моисея. В притворе храма два ветхозаветных праведника — Симеон, названный Богоприимцем, и Анна встретили Святое Семейство.

    Симеон происходил из священнического рода. В молодости он участвовал в переводе Библии на греческий язык. Анна, которую народ почитал как пророчицу, всю жизнь неотлучно находилась при храме. В символическом плане праздника Симеон олицетворяет Священное Писание, Анна устное предание храма.

    Храм — место таинственной встречи. Душа, очистившись в пламени покаяния, как руда в горниле, встречается с Богом. Она ощущает Божественную благодать, как новую жизнь, как незримый свет, как присутствие Божие, как истину и небесный покой. Теперь Симеон и Анна не только верой сердца, но и очами своими видят Бога. Храм — мистический центр мира, где сходятся все меридианы и сферы земли и неба. Храм — преддверие вечности. Там пространство теряет свою протяженность, а время — одномерность и необратимость. В пространстве храма заключается вся Вселенная. Время в храме свернуто, как пергаментный свиток, на котором записана история мира от первого дня творения до Страшного Суда. Его можно раскрыть и прочесть в ритмах богослужения. В храме время циклично: сутки, неделя, месяц, год подобны вращающимся кругам, вложенным друг в друга. Святая Святых храма — это неподвижная точка в движущемся космосе. В храме вместе с людьми ангелы составляют единый хор, где каждое слово превращается в небесный луч. Храм — это океан незримого духовного света. В храме Небесная Церковь встречается с Церковью земной.

    По закону Моисея, мать на сороковой день после рождения ребенка должна была принести его в храм. Если это был первенец, то за него полагался символический выкуп. По закону Моисея, первенца мужского пола посвящали Богу. Старший сын должен был исполнять какие-либо работы для храма. Когда с течением времени потребность в таких работах исчезала, то, установился обычай приносить жертву как выкуп за первенца. Для бедных это была покупка двух голубей при храме, которых затем выпускали на волю. Только после очистительной молитвы в притворе храма мать могла посещать храм.

    В течение сорока дней после Рождества Христова Дева Мария жила в Вифлееме, в доме Саломии, Своей родственницы, дочери Иосифа Обручника от его первого брака. Так как Евангелие еще не было возвещено миру, то Дева Мария строго исполняла все законы и предписания Ветхого Завета. Иоанн Богослов назвал Бога любовью, другое имя Бога — смирение. Смирение — это печать Христа на челе святых.

    Дева Мария с Младенцем на руках в сопровождении праведного Иосифа идет в Иерусалим. Матерь Божия, святостью Своей превосходящая Серафимов, Нерукотворный храм Божий, повинуясь закону, идет в Иерусалимский храм, чтобы принять обряд очищения. Та, перед которой склоняются ангелы, склоняет голову Свою под благословение священника. Мария и Иосиф приносят искупительную жертву за Того, Кто присутствием Своим освящает храм и Святая Святых, кто станет Жертвой за грехи всего мира. Как царь, переодевшись нищим, осматривает свои владения, так Владыка храма в образе сорокадневного Младенца, входит в Свой Дом. Эту тайну знают только ангелы-хранители и двое святых — Симеон и Анна. Также посвящен в эту тайну первосвященник (старший священник чреды) Захария, отец Иоанна Предтечи. Старец Иосиф держит в своих руках клетку с двумя горлицами — жертву за Иисуса, которых затем выпустили на волю. Это пророчество о том, что Иисус Своей Голгофской жертвой освободит души людей из темницы ада, даст им свободу и Свой вечный небесный покой.

    В Иерусалимском храме Ветхий Завет в лице Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы встретился с Новым Заветом, Младенцем Иисусом, лежащим на руках Пречистой Девы.

    Святой Симеон Богоприимец во время перевода книги пророка Исаии решил вместо слов: «Дева родит Сына» написать: «молодая женщина родит сына», но был остановлен ангелом, который возвестил ему, что тот не умрет, пока не увидит воочию исполнение пророчества. Прошли годы и десятилетия. Три раза Старец встретил рубеж веков, но смерть как будто забыла о нем. Жители Иерусалима рассказывали своим внукам, что их отцы и деды видели в детстве своем праведного Симеона, который неизменно каждую субботу приходил на молитву в храм. Старец был живой летописью Израиля.

    Встретив Марию в Иерусалимском храме, Симеон взял на руки Иисуса и благословил Бога. Пророчество исполнилось. Время отшествия Старца из этой жизни приблизилось. Он произнес слова вдохновенной молитвы: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром: ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Эту молитву Церковь поет ежедневно на вечернем Богослужении. Затем Симеон, обратившись к Божией Матери, пророчески сказал, что Ее сердце пронзит меч скорби. Кто больше любит, тот больше страдает. В Иерусалимском храме Она впервые пережила Свою Голгофу. В словах пророка Она увидела то, что ожидает Ее Сына. Уже в то время Ирод подозревал, что его обман раскрыт, и волхвы не вернутся в Иерусалим. В царском дворце обсуждались планы, как найти и умертвить Новорожденного Царя Иисуса. Престарелый и больной Ирод решил приготовить себе погребальную тризну — умертвить всех Вифлеемских младенцев. По преданию Симеон Богоприимец был убит у стен храма воинами Ирода, которые допрашивали его, где находится Иисус.

    В день Сретения Бог, невидимо пребывающий в храме Своей благодатью, видимо вошел в него. Закрываются последние пророческие книги. Ветхий Завет уступает место Новому Завету. Так бледнеют и меркнут алмазные звезды — краса ночного небосвода — в лучах восходящего солнца. Скоро будет разрушен Иерусалимский храм, но от его основания, как молодые побеги от корня, раскинутся по всей земле христианские общины.

    После принесения жертвы Святое Семейство возвратилось в Вифлеем. У южных ворот Иерусалима, за городской стеной, высился, как мрачная каменная глыба, дворец Ирода. Узкие, как щели, окна башни были похожи на глаза змея, который неподвижным пристальным взглядом смотрел на дорогу. Дева Мария хранила глубокое молчание, прижав Младенца к Своей груди. Так при виде зловещей черной тучи спешат одинокие путники, чтобы скорее достигнуть пристанища и найти себе кров от надвигающейся грозы.

  • Хор ангелов да изумляется чуду,
    мы же, земные, гласами воскликнем песнь,
    видя неизреченное схождение Бога:
    ибо пред Кем трепещут небесные силы,
    Того ныне старческие восприемлют руки,
    – Единого Человеколюбца.

    О, плоть ради нас от Девы Воспринявший,
    Носимый, как Младенец, на руках старца!
    Вознеси рог верных царей наших,
    сих утверждая силою Твоею, Слове,
    благочестивое царство их возвеселяя,
    Единый Человеколюбец.

    О, утробу девическую Освятивший Рождением Своим,
    и руки Симеона Благословивший! Как подобало,
    и ныне Ты спас нас, Христе Боже.
    Но умири среди браней державу нашу
    и укрепи царей, которых Ты возлюбил,
    Единый Человеколюбец.

    К Богородице поспешим, желая Сына Ее видеть,
    Прильнувшего к Симеону –
    Того самого, на Кого с небес
    взирая, бесплотные в изумлении говорят:
    «Дивное созерцаем ныне и необычайное,
    непонятное и неизреченное:
    ибо Создавший Адама на руках носится, как Младенец,
    Невместимый – вмещается в объятия старца,
    Пребывающий в безграничных недрах Отца Своего
    восхотел быть ограничен плотью, но не умален Божеством,
    Единый Человеколюбец!»

    С такою речью они незримо поклонялись Господу,
    а человеков ублажали:
    ибо на плечах херувимов Возносимый
    людям становится Согражданином,
    ибо земным оказался доступен
    Тот, Кто недоступен для ангелов.
    Ибо Тот, Кто содержит и соблюдает всё как Создатель,
    Кто образует младенцев в материнских утробах,
    стал, не изменившись, Младенцем от Девы
    и пребыл Неразлучным от Отца и Духа,
    равно с Ними не имея начала бытия,
    Единый Человеколюбец.

    Так воспевали ангелы Человеколюбца,
    а Мариам приближалась,
    неся Его в объятиях, и размышляла,
    как же Она стала Матерью – и Девой осталась.
    И, познавши, что выше естества было Рождение,
    устрашилась и вострепетала,
    и о том рассуждая, такие слова изрекала:
    «Какое отыщу, Сын Мой, Тебе прозвание?
    Ибо если Я, как вижу Тебя, человеком Тебя назову,
    – Ты выше естества человека,
    девство Мое Сохранивший неприкосновенным,
    Единый Человеколюбец.

    Совершенным человеком назвать Тебя?
    Но я знаю, что божественно Твое зачатие.
    Ибо вовсе никто из людей
    Без сожития и без семени не был зачат,
    подобно Тебе, Безгрешный.
    Если же Богом Тебя нареку,
    – удивляюсь, что Ты по всему Мне подобен;
    ибо Ты никакого не имеешь различия
    ни от чего в человеческой природе,
    хоть без греха Ты зачат и родился.
    Молоком ли питать Мне Тебя, или славословить?
    Ибо от века созданья Твои Тебя проповедуют Богом,
    хоть и стал Ты Человеком,
    Единый Человеколюбец!»

    Так вступил Господь, на руках Носимый,
    в храм со всесожжением, как написано,
    и из рук Матери принял Его Симеон блаженный.
    Радость и страх овладели праведником,
    ибо душевными очами
    архангелов и ангелов чины увидел,
    предстоящих со страхом и Христа славословящих,
    и, умоляя, в уме своем воззвал: «Ты меня сохрани,
    и да не опалишь меня, Огнь Божества,
    Единый Человеколюбец!

    Утружденный старостью, ныне укрепляюсь,
    Ибо увидел я Твое спасение, Господи!
    Ты – Образ Всесовершенный
    Непостижимой Отчей Ипостаси,
    Светило Света Неприступного,
    Божества Неизменная Печать,
    Славы Сияние, Просвещающее истиной души,
    Сущий прежде веков и все Сотворивший.
    Ибо Ты – Свет, далеко Светящий,
    Свет Отца Твоего – Ясный, Безмерный и Недомыслимый,
    Хоть и сделался Ты человеком,
    Единый Человеколюбец.

    О, Благой и Человеколюбивый!
    Ты приношение Авеля некогда принял,
    и других праведников Твоих.
    Кому жертвы и всесожжения
    Ты приносишь ныне, Всесвятый?
    Ибо знаю, нет иного, большего над Тобою,
    Недоразумеваемый Господи!
    Ведь Отец Твой ничем не выше Тебя по сущности,
    ибо Ты единосущен Ему
    и равно с Ним начала бытию не имеешь,
    но, чтобы явить, что воистину Ты таков, Кем соделался,
    как Хранитель Своего закона,
    Ты повинуешься заповеди о жертвах,
    Единый Человеколюбец.

    Велик Ты и прославлен, – Ты, Кого родил несказанно Вышний,
    о, Всесвятой Сын Мариин!
    Ибо говорю о Тебе, как о Видимом и Невидимом,
    Вместимом и Невместимом.
    По естеству Сыном Божиим Предвечным
    разумею Тебя и верую.
    Но исповедую Тебя и выше естества Сыном от Девы.
    Поэтому смело держу Тебя в руках, как светильник,
    ибо всякий, кто держит светильник, просветится, но не опалится.
    Так и меня осияй, Светильник Неугасимый,
    Единый Человеколюбец!»

    Услышавши это, встала рядом в изумлении Дева Непорочная,
    старец же к Ней возгласил:
    «Все пророки о Сыне Твоем проповедали,
    Которого без семени Ты родила.
    О Тебе же, сверх того, пророк возгласил
    и чудо Твое предвозвестил:
    ибо дверь заключенная – Ты, Богородица.
    Ибо чрез Тебя и вошел, и вышел Владыка,
    и не отворилась, и не дрогнула дверь Твоей чистоты,
    и только однажды чрез нее прошел
    и неприкосновенной навсегда сохранил
    Единый Человеколюбец.

    Ныне узнаю Тебя и все предвозвещаю
    Тебе, Всесвятая и Непорочная.
    Ибо на падение и на восстание лежит Сын Твой –
    Жизнь и Воскресение, и всех Избавление.
    Не ради того, чтобы одни упали,
    а другие восстали, явился Господь:
    не радуется Всемилосердый падению людей,
    не того ради Он стал среди них,
    чтобы пали стоящие,
    – напротив, пришел, желая падших воскресить,
    избавляя от смерти Свое создание,
    единый Человеколюбец.

    Каков образ этого падения и восстания,
    – открылось для праведных
    при воссиянии благодати:
    те, кто из стоящих чрез грех падают,
    и кажутся мертвыми,
    – правдой и верою воскресают
    и спасаются благодатию;
    и тогда разрушаются и падают страсти телесные,
    душа же просвещается
    божественными добродетелями.
    И где совершенно падает блуд, восстает целомудрие.
    Итак, угасив худшее, лучшее воздвиг
    Единый Человеколюбец.

    Подвигнутый Христом, я Тебе открою,
    что некогда окажется знамением пререкаемым:
    станет сим знамением – Крест, который воздвигнут
    для Христа законопреступные.
    А другие Распятого провозгласят Богом,
    а еще другие – человеком,
    и нечестия, и благочестия
    сражаясь догматами:
    и одни возомнят (у Него) небесное тело,
    другие же – призрачное.
    А еще некие скажут, что Он принял
    от Тебя только плоть без души,
    а иные – что купно с душою
    была плоть, в которую Он облекся,
    Единый Человеколюбец.

    И настолько Таинство это пререкаемо,
    что и в Твоей душе будет разделение:
    ибо, поистине, когда Ты увидишь
    ко кресту Пригвождаемым Сына Твоего, Непорочная,
    то, поминая слова, которые слышала от ангела,
    и божественное зачатие,
    и чудес неизреченное величие,
    – в миг тот усомнишься:
    как меч, разделит душу Твою острие страдания.
    Но после сего исцеление скорое
    сердцу Твоему ниспошлет,
    а ученикам Своим – мир непобедимый,
    Единый Человеколюбец».

    Когда изрек это к Пречистой праведный старец,
    тогда воззвал к Младенцу:
    «Ныне меня отпускаешь с миром, раба Твоего,
    ибо увидел я Тебя, Господи!
    К жизни меня отпусти нескончаемой,
    Жизнь несравненная!
    Ибо Ты это мне возвестил
    прежде в мир Твоего пришествия.
    Так яви же мне слова Твоего исполнение, Слове:
    к Аврааму и патриархам отошли меня, Всесвятый,
    и скорее от смертной плоти отреши,
    Единый Человеколюбец!

    Поистине, поистине, многоплачевно и многотрудно,
    и скоротечно света сего житие,
    и всё неотвратимого ожидает конца.
    От того-то всех вкупе праведных Твоих
    Ты выводишь отсюда.
    Лишь Еноха с Илиею не вкусить смерти
    некогда сподобив, Господи,
    переселить их отсюда Ты соизволил, Милостивый,
    чтобы им обитать в светлых местах,
    где не проливаются слезы.
    Ныне же от всего преходящего
    отреши меня, о, Создатель, и душу мою приими,
    и сопричисли меня ко святым Твоим,
    Единый Человеколюбец.

    Всех Жизнь и Воскресение,
    Ты пришел к нам по Твоей благости:
    отпусти же меня от сей жизни, о, Бог мой,
    и к жизни бессмертной меня отошли, как Сам Ты бессмертен.
    Чувственной смерти предай мое тело,
    как и плоти всех друзей Твоих,
    умную же и вечную жизнь даруй мне, Милосердый.
    Как в плоти Тебя я увидел
    и носить на руках сподобился,
    – да увижу славу Твою,
    вкупе с Отцом Твоим и Святым Духом.
    Ибо с Ними Ты пребываешь
    и сюда пришел,
    Единый Человеколюбец».

    Царь сил принял молитву праведника
    и незримо провещал:
    «Ныне отпускаю тебя от временной жизни, о, друже Мой,
    в селения вечные,
    к Моисею и прочим пророкам посылаю тебя.
    Ты же им объяви: поистине так,
    как изрек в их пророчествах,
    вот, Я – пришел,
    и родился от Девы, как провозвестили они.
    Явился в мире живущим,
    и по всему смешался с человеческим родом,
    как они проповедали.
    И скоро вслед за тобою приду,
    чтобы всех искупить,
    Единый Человеколюбец».

    Стыдимся Тебя, о, Всесвятый и Долготерпеливый,
    наша Жизнь и Воззвание, Источник благости.
    Обратись с небес, и на всех нас призри,
    непрестанно на Тебя надеющихся!
    От всяческих бед и мучений избавь
    жизнь нашу, Господи,
    и к вере истинной всем путь укажи,
    ходатайством Пресвятой Богородицы Девы.
    Спаси Твою паству,
    и обитающих в мире,
    и всех сохрани,
    нас ради Ставший Человеком,
    неизменен пребыв,
    Единый Человеколюбец!

    pravoslavie.ru