21 ноября / 4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение-во-храм-03

Тропарь праздника, глас 4-й

Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Праздник этот установлен в память введения Девы Марии в Иерусалимский храм для посвящения Богу, согласно данному Ее родителями обету. Пресвятой Деве в это время исполнилось только три года. Она была приведена в храм родителями, в сопровождении девиц, с возжженными светильниками и пением священных песней. Первосвященник встретил Ее при входе во храм и, по особенному вдохновению Божию, ввел Ее во Святая Святых, куда и сам мог, по закону, входить только однажды в год, как бы предрекая, что эта Отроковица Сама сделается одушевленным храмом Божиим.

Слово на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы архим. Иоанна (Крестьянкина)

 Похвальное слово на Введение Богородицы святителя Илии Минятия.

И видех, и се, полн славы дом Господень (Иез. 44:4)

Вот величайшая жертва, какая только принесена Богу от сотворения мира. Мария, приснодевственная дщерь, в трехлетнем возрасте приводится в храм Иерусалимский на посвящение Творцу. Не было ничего более ценного, не оказалось никакой более дорогой и для Бога благоприятной жертвы. Так что когда благоговейным умственным взором я представляю себе это торжественное введение, как будто вижу, действительно, славное и блестящее торжество на земле, в святом граде, но вместе с этим воображаю другое, более славное и блестящее там, горе, на небе, в раю. Я здесь вижу, как идут впереди свеченосные девы, радостно прославляющие Приснодевственную, а там – как чиноначалия молниезрачных ангелов ликуют, светло прославляя во плоти честнейшую бесплотных сил. Здесь архиерей простирает благословляющую руку и по божественному вдохновению, облачившись, вводит в Святое Святых одушевленный кивот освящения; и в это же время отверзает Свои блаженные объятия Предвечный Отец и принимает одесную престола божественного величия предопределенную Матерь Сына Своего. Сугубо введение благодатной Богоотроковицы: одно видимое, здесь, во Святое, а другое – мысленное, там, во светлости Святых. Поэтому здесь сияет храм Соломонов, полный божественного светоявления, а там сугубо сверкает треблаженный свет Трисветлого богоначального Сияния. Вероятно, это и созерцал Иезекииль, когда говорил: И видех, и се, полн славы дом Господень. При этом разумеется дом Господень земной и небесный. Но я, усердные слушатели, сегодня не хочу представлять себе ничего на земле или на небе, кроме этой благодатной Дщери, и, видя Ее входящей в храм Божий, воображаю поистине одушевленным храмом Божества, о котором верно могу сказать: И видех, и се, полн славы дом Господень.

И храм Соломонов, и все, что в нем было священного и чтимого, все это было образом преимуществ Девы Марии, Которая воистину есть одушевленный храм Божий. Прежде всего сам Соломон, чье имя означает «царь мира», создатель храма, на построение которого он положил все свое богатство и мудрость, чтобы совершить величественнейшее и прекраснейшее дело, какое только возможно на земле, есть образ небесного Мироздателя и Всецаря Бога, Который в Писаниях называется «Князь мира», Который для создания Девы Марии положил все Свое богатство Божественного Своего всемогущества, божественной мудрости и благодати, чтобы произвести творение совершеннейшее и благороднейшее во всей природе существ. Сотвори Мне величие Сильный… сотвори державу мышцею Своею (Лк. 1:49–51); это значит, чтобы создать Ее, Бог сделал столько, сколько мог всемогущий Бог. Он создал Ее с таким телесным благолепием, которое при сравнении много превосходит даже благолепие бестелесных духов; с душой, восприимчивой ко всем одновременно высочайшим дарованиям Духа, с разумом, просвященным всеми лучами Божественного сияния для познания истины; с волей, возжженной стремлением к добру всей теплотой божественной любви, непрестанно действуемой и содействуемой Всесвятым Духом. Блаженный Августин творение Девы называет «делом вечного света»…

Необычайное дело произошло при построении храма, ибо Писание говорит: и храму зиждему сушу, камением краесекомым нетесаным создася; млат же, и теслица, и всякое орудие железно не слышася (3Цар. 6:7). Но еще более необычайное дело произошло в Деве, поскольку Она должна была, как воспевает Церковь, быть чистейшим храмом Спасителя, священной сокровищницей славы Божией, жилищем воплощенного Божества, одушевленной храминой Небесного Царя. Она была по телу и душе, говорит богослов, предуготована, предочищена, совершенна, облагодатствована. «Бог сделался человеком, зачавшись в Деве, душой и телом предочищенной Духом». Таким образом, Дева Мария, созданная Богом, превзошла природу закона, а родив Бога, превзошла закон природы.

В храме Соломоновом было десять самых священных и досточтимых вещей: во-первых, семисвечник; во-вторых, трапеза с хлебами предложения; в-третьих, золотая кадильница; в-четвертых, золотая стамна, вмещавшая манну; в-пятых, скрижали завета, на которых было начертано десятословие; в-шестых, жезл Ааронов прозябший; в-седьмых, ковчег; в-восьмых, херувимы, осенявшие очистилище; и, в-девятых, Святое Святых. Все они – прообраз, притча и сень преимущества Богородицы. Она поистине была семисвечным светильником семи дарований Святого Духа, которыми сияла, говорит Афанасий Великий, с первых же лет жизни. Она была живоносная трапеза Хлеба Жизни. Она золотая кадильница, ибо не воспламенившись, вместила огонь Божества; Она – стамна золотая, содержавшая небесную манну; Она – скрижаль, ибо носила воплощенное ипостасное Слово; Она – жезл, чудесно прозябший цвет нетления; Она – ковчег, спасший человеческий род от потопа греха; Она божественное очистилище, которое освящали не херувимы, но сама сила Всевышнего. Это – богоприемное чрево поистине есть Святая Святых, куда единожды вошел бессеменно и откуда вышел нетленно Бессмертный Архиерей, когда Слово стало плотью.

И вот в Деве Марии одушевлен храм Божий, который преобразовательно представлен храмом Соломоновым. Поэтому та слава, которая по освящении наполняла храм Соломонов, была только неясным указанием на беспредельную славу, исполнившую Богоматерь, о которой Дух Святой пророчественно провозгласил: И видех, и се, полн славы дом Господень. Почему Дева вошла в храм в трехлетнем возрасте? На третьем году узнается высота человеческого роста. Каков кто-либо в три года, впоследствии вырастет еще вдвое, ни больше ни меньше. Это замечает и Василий Великий в своем Шестидневе: «Каков кто в трехлетнем возрасте, дважды таков будет потом». Дева была трех лет и имела столько святости, что была признана достойной войти в Святое Святых, куда входил только один архиерей, и только однажды в год. Отсюда уже мы можем заключить, что со временем Дева должна была вдвое усугубить Свою святость; т.е. как Она в три года превосходила святостью всех праведников, пророков и патриархов древнего закона, так Она должна была усугубить Свою святость, чтобы еще на столько же превосходить апостолов, мучеников, преподобных и учителей Церкви, и на столько же превосходить всех ангелов, архангелов, серафимов и херувимов небесных. Так что если в три года Она достигла Святого Святых храма, то к концу достигнет Святого Святых рая, т.е. самого престола Трисиятельного Божества. И действительно, царь и пророк Давид предузрел Ее возвышение: предста царица одесную Тебе (Пс. 44:10). Вот это и есть совершенное величие святости, которое приняла Дева, одушевленный храм Божий, полный благодати здесь, на земле, полный славы на небе. И видех, и се, полн славы дом Господень.

Ты, прославленная Дева, входишь днесь в храм Божий, Ты, одушевленный храм Божий, входишь в Святое Святых, освященное осенение Всевышнего; входишь в очистилище Господне, очищение душ наших; и мы, как свеченосные девы с сердцем, возжженным благоговением, мысленно дориносим Тебя и в духовном веселье торжествуем славное Твое введение.

Православие.ру