Состоялся семинар для руководителей воскресных школ епархии «Реализация педагогического потенциала воскресной школы»

19 июня 2018 года по благословлению Высокопреосвященнейшего архиепископа Могилевского и Мстиславского Софрония на базе Свято-Никольского женского монастыря состоялся семинар для руководителей воскресных школ епархии «Реализация педагогического потенциала воскресной школы».

Семинар был организован Духовно-просветительским центром имени святителя Георгия (Конисского) и иереем Валерием Симончиком, ответственным при епархиальном управлении за организацию деятельности воскресных школ, руководителем воскресной школы при  Трехсвятительском соборе.

Семинар начался с общей молитвы о Божьем благословении. В  ходе семинара были рассмотрены вопросы  нормативного обеспечения  учебно-воспитательного процесса в воскресных школах, формы и методы   духовно-нравственного воспитания детей и подростков.

Тематика выступлений позволила  не только поделиться опытом работы по актуальным направлениям деятельности воскресных школ, но и определить проблемы, которые испытывают руководители и педагоги в организации учебно-воспитательного процесса.

В своем выступлении  «Организация деятельности воскресной школы: опыт, проблемы, находки»  иерей Валерий Симончик  отметил, что обучение основам православного вероучения и религиозное воспитание детей являются приоритетными направлениями деятельности Могилевской и Мстиславской епархии. Он так же обратил внимание участников семинара на  цели работы воскресных школ и вытекающих из них задач. Вопрос достаточно важный,  именно от его понимания во многом зависит эффективность учебного-воспитательного процесса. Духовно-нравственное воспитание или воцерковление  воспитанников, в конечном итоге, ведет к их духовному становлению. Нельзя останавливаться на достигнутом, в настоящее время  как никогда важно разнообразить формы и методы религиозного образования детей и юношества, которое предполагает не только правильную передачу знаний о Боге, мире и человеке, но, прежде всего, укоренение детей в вере и традиции, возможное только при активном участии в приходской жизни, в церковных богослужениях, а также при формировании потребности, желания прибегать к спасительным источникам благодати, данным через Церковные Таинства. Воспитание – это «взращивание» души. Человек сотворен по образу Божию  и те нравственные качества, которые стараются родители и педагоги  сформировать  в ребенке, в нем уже изначально заложены. Задача воспитателя – помочь ребенку раскрыть в себе эти качества и развивать их в повседневной жизни.

Главная задача  воскресной школы не загрузить как можно больше ум  воспитанника определенными  знаниями, а помочь им найти ответы на многие вопросы, волнующие юные сердца. Каждому педагогу воскресной школы необходимо четко ответить на вопрос «Насколько актуальны знания приобретенные в воскресной школе в каждом конкретном случае и для каждого конкретного воспитанника?»  Практика показывает, что вначале учебного года в воскресную школу поступает гораздо больше детей, чем остается их к концу года. Почему это происходит?

На дошкольной ступени учебно-воспитательной деятельности с воспитанниками реализуется учебно-воспитательных программ, направленных на формирование первичных представлений о Боге, мире и человеке, о православной вере и традиции, православной культуре. Дети с удовольствием изучают все, что им преподают. Но уже на начальной ( дети 7- 11 лет) и основной ступени (дети и подростки 12 – 16 лет) в этом отношении гораздо более разборчивы. Чтобы самоопределиться и сохранить себя в  современном  очень непростом информационным мире, им  жизненно важны ответы на вопросы, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Если преподаваемые им знания   для них актуальны, они   не только  теряют к ним интерес, но и  покидают школу. Поэтому  основой  деятельности воскресной школы должна быть не задача вложить в голову современного ребенка, подростка все накопленное за две тысячи лет богословское наследие Православия, а, при необходимом минимуме богословских знаний постараться увидеть современных  воспитанников с их внутренним миром, окружением, вопросами, проблемами и на доступном языке, образно, доходчиво  раскрыть духовное понимание тех явлений, проблем которые их интересуют на каждой конкретной ступеньке духовно-нравственного и физического становления. Для одних это будет более углубленное изучение вопросов богословского характера, а для других — отказ от безнравственных поступков. По-другому нельзя, потому что учебно-воспитательный процесс может стать не только малоэффективным, но и привести к тому, что, потеряв интерес к занятиям в воскресной школе, дети покинут ее, их путь к Церкви станет значительно длине или совсем оборвется и не приведет к Богу.

Сотрудник Духовно-просветительского центра имени святителя Георгия (Конисского) Рябова Л.А. ознакомила присутствующих с содержанием и направлениями деятельности воскресных школ епархии.  Она отметила, что за последние годы в епархии наблюдается положительная динамика роста количества воскресных школ. Это свидетельствует о повышении их роли и значения в деле воспитания и воцерковления подрастающего поколения. Изучение и анализ особенностей организации учебно-воспитательного процесса в    воскресных школах епархии   показали, что на сегодняшний день они  стали центрами духовно-нравственного просвещения, приобщения детей и молодежи к православной традиции, церковному укладу жизни, церковной среде. Воскресные школы  относительно мобильны, что позволяет формировать содержание деятельности, исходя из потребностей воспитанников.

Рябова Л.А. акцентировала внимание участников семинара, что   на качество деятельности воскресных школ, а значит и на эффективность, с одной стороны, влияют профессионализм преподавателей, с другой, обеспечение кадровых, учебно-методических условий, создание материально-технической базы для их деятельности в контексте православной традиции.

Заведующий учебно-методическим кабинетом Духовно-просветительского центра имени святителя Георгия (Конисского) Борисенко Т.К. раскрыла роль центра, его возможности для повышения эффективности деятельности воскресных школ. Борисенко Т.К. и заведующий библиотекой Центра Сафонова Г.Ф. организовали для участников семинара выставку книг по духовно-нравственному воспитанию детей и подростков.

Руководитель воскресной школы при храме Пресвятой Богородицы г. Черикова Кальчибо М.М.  ознакомила собравшихся с возможностями интернет-ресурсов в организации учебно-воспитательного процесса, провела обзор методической литературы, сделала краткий экскурс в мир художественной литературы для детей и их родителей, познакомила с литературными новинками.

Особое внимание участников семинара вызвала творческая мастерская педагогов воскресной школы при Свято-Никольском женском монастыре г. Могилева «Территория духовности и сердечного тепла».

Настоятельница монастыря игумения Евфросиния (Сидорович) подчеркнула важность обмена опытом, демонстрации и распространения лучших практик организации деятельности воскресной школы,  ознакомила с историей развития и становления воскресной школы монастыря. Так же она отметила, что  изучение основных предметов религиозного образования в воскресной школе и проведение  факультативных занятий по основам православной культуры в  учреждениях образования–  это фундамент, основа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.  Эффективный опыт работы воскресных школ необходимо передавать и  в светские школы.

Ключевыми стали выступления преподавателя «Закона Божьего» Елисеевой И.В. «Формирование у воспитанников воскресной школы навыков благочестия, необходимых им в дальнейшем для ведения самостоятельной богоугодной жизни» и сотрудника воскресной школы монастыря Судоревой Т.С. «Организация педагогического процесса в разновозрастной группе», которые поделились своим опытом использования интерактивных методов в работе с  воспитанниками,  презентовали методические пособия, используемые в работе.

Участники семинара отметили значимость обсуждаемых вопросов, гостеприимность, высокий организационный уровень подготовки и проведения мероприятия, слаженность и скоординированность действий  сотрудников воскресной школы Свято-Никольского женского монастыря, на базе которой состоялся   семинар.  По предложению участников семинара такие встречи должны быть систематическими.

В рамках семинара была проведена диагностика профессиональных затруднений педагогов воскресных школ, что позволит в дальнейшем системно и адресно организовать методическую учебу руководителей и  педагогов воскресных школ.

Рябова Л.А.