Весна в жизни епископа – «На всяком месте спасать бессмертную душу»

IMG_5512— Владыка, какая пора года Вам ближе?

— Александр Сергеевич Пушкин писал: «Я не люблю весну, весной я болен…» А я, напротив, всем временам года предпочитаю весну. Не только потому, что родился весною. Весна — такое время, когда природа пробуждается от зимней спячки: ярче светит солнце, распускаются деревья, поют птицы. В духовном отношении весною совершается Великий пост, где верующие люди ограничивают себя в пище и удовольствиях, духовно укрепляются, а затем наступает духовная весна — великий и радостный праздник Пасхи.

От автора.

Владыка Софроний был назначен на Могилевскую и Мстиславскую кафедру 7 октября 2002 года.

Мне посчастливилось присутствовать при первом архипастырском служении епископа в Мстиславле в День памяти Святого благоверного князя Александра Невского. До сих пор помнится особая благодатная атмосфера в храме во время Божественной литургии. И то, как, словно маленький ангел, летала под куполом залетевшая в собор птичка. Памятны слова наставлений Владыки о том, что на всяком месте можно спасти свою бессмертную душу. А еще запомнилось в тот день первое посещение епископом Софронием Свято¬Успенского Пустынского монастыря, или, вернее, того, что оставалось уцелевшим от былой славы обители. Сегодня монастырь возрожден трудами и заботами Владыки и стал местом средоточия духовной жизни, притягательным для паломников из Беларуси, России и Украины. С прибытием в обитель первых насельников связано проявление на стене в здании бывшей монастырской школы образа Спаса Нерукотворного.

Пустынский монастырь — не первая духовная пристань, которая воспряла из мерзости запустения благодаря деятельному руководству пастыря. Тогда еще архимандрит Софроний был первым настоятелем Благовещенского монастыря в деревне Ляды Минской области. Один из послушников, ставший студентом Минских духовных школ, так вспоминал то время: «В пять часов — молитва, затем — скудный завтрак, послушание до обеда и после него. Работа была нелегкая — белить храм, известь гасить, учитывая то, что не было бани (бывало, что раз в два месяца в баню сходишь).

…Отец Софроний, когда принимал меня, говорил, что трудно будет. Меня также поражало, что монахи и по средам, и пятницам один раз в день принимали пищу и, несмотря на это, нормально трудились».

Будучи архимандритом Ляденского монастыря и посещая малую родину — Брестчину, а точнее Свято¬Никольский гарнизонный собор в Брестской крепости¬герое, он тогда еще заметил, что неплохо бы здесь устроить обитель. Став епископом Брестским и Кобринским, сделал все возможное для возрождения в крепости женского монастыря Рождества ¬Богородицы.

СОФРОНИЙ ОЗНАЧАЕТ «ЗДРАВОМЫСЛЯЩИЙ»

Епископ Могилевский и Мстиславский Софроний записал свои рассуждения о монашестве, в которых есть такие строки: «Монастырь — это место особых, не видимых для человеческого глаза подвигов, это место постоянной борьбы с греховным началом в себе. Многотруден подвиг иночества. Непросто порвать все нити, связывающие с земным миром, отречься от собственной воли, изменить многолетние греховные привычки, сменить свободу своего „я“ на строгое монашеское послушание, на постоянное понуждение к трудам и молитве. Велик и спасителен был и есть монашеский подвиг для тех, кто его избрал и достойно несет в своей жизни. Конечно же без помощи Божией, без благодати Божией все усилия и самые благие намерения будут неисполнимы…»

Эти слова, как сейчас принято говорить, испытаны Владыкою на себе. Ведь и он когда¬то был сельским мальчишкою, школьником, служил в армии танкистом, работал помощником мастера на трикотажной фабрике, но выбрал свой путь — служение Церкви Христовой.

— Владыка, как произошло Ваше обращение к вере? Почему Вы приняли решение поступить в семинарию?

— Анализируя свою жизнь, хочу отметить, что первые начатки веры были заложены в моем сердце матерью Татьяной, которая учила меня молиться, брала с собой в моем детстве в церковь. Все мы знаем, что те слова, которые слышим в детстве от своей матери, надолго остаются с нами в дальнейшей жизни и на их основе вырабатывается наше мировоззрение.

Период моей сознательной духовной жизни начался с момента поступления в Ленинградскую духовную семинарию. Этот период можно назвать моим духовным становлением, воцерковлением. Потом учился в Ленинградской духовной академии. В годы моей учебы ректором Ленинградской духовной академии и семинарии был будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, преподававший нам патрологию — учение о святых отцах Церкви.

После окончания духовных школ передо мной стоял выбор: или совершать пастырскую деятельность в миру, или уходить в монастырь.

Долго думать мне не пришлось, потому что Промысел Божий чудесным образом вел меня.

— Само Ваше поступление в семинарию было необычным, ведь шел 1979 год, когда на верующих людей смотрели как на изгоев…

— Однажды мы поехали крестить ребенка моего двоюродного брата в деревню Прилуки Брестского района. Настоятель храма отец Николай предложил поступить в семинарию, дал программу для подготовки. Появилось желание учиться в семинарии, а до этого никогда не думал о такой возможности. Отец Николай дал мне рекомендацию. Я подготовился. Отправил документы на поступление почтой. Хотя в то время было опасно посылать их на адрес семинарии — могли не дойти. Позже узнал, что другие семинаристы лично завозили свои документы для поступления. Но мои благополучно дошли по адресу.

Также по Промыслу Божию я оказался в Успенском Жировичском монастыре.

— В монашество Вы были пострижены тоже весною — в апреле. Как Ваши родители отреагировали на то, что Вы ушли в монастырь?

— В то время отец мой уже умер, а мама конечно же отговаривала, хотела, чтобы я женился и стал приходским священником. Но после моего пострига привыкла и приезжала ко мне в монастырь.

— При постриге Вас нарекли именем Софроний, что в переводе с греческого означает «здравомыслящий». Почему Вам дано именно это имя?

— По¬видимому, не случайно было дано мне имя святителя Софрония Иркутского, ставшего моим небесным покровителем. День ангела — и есть день нашего небесного покровителя. Дело в том, что у нас удивительно много общего: в миру он и я носили имя Степан. Он был в свое время наместником Александро¬Невской лавры в Санкт¬Петербурге, а я учился в Ленинграде, а затем также был наместником монастыря — в Лядах. Он стал епископом Иркутским, я служу ныне епископом Могилевским.

Святитель Софроний достойно прожил свою земную жизнь, ревностно совершал архипастырское служение и причислен к лику святых. Он действительно был здравомыслящий. И мне необходимо подражать ему в своей жизни, чтобы подтвердилось и на мне значение этого имени.

…И КОВЧЕГ ДЛЯ КРЕСТА ЕФРОСИНИИ

Для верующих людей случайностей не бывает — все от Бога. Однако удивляют совпадения в биографиях нашего епископа и его небесного покровителя даже, казалось бы, в мелочах. О том, что деревня Прилуки, ее храм и настоятель имели особое место в жизни Владыки Софрония, уже упоминалось. В житии святителя Софрония упоминается, что когда его утвердили в должности наместника Александро-Невской лавры, то он вызвал в помощь себе земляка¬иеромонаха, уроженца города Прилуки.

«Делами проповеди и светильником любви согревайте мир человеческий, — наставлял иркутское духовенство и миссионеров святитель Софроний, — ибо только от любви любовь воспламеняется и собою всякую ревность по Бозе приводит».

Говоря о совпадениях, не могу не упомянуть о тех, которые дороги могилевчанам. Как общеизвестно, святыня белорусского народа, Крест Евфросинии Полоцкой, до войны хранилась в Могилеве, исчезнув в первые ее дни с другими ценностями из бронированного сейфа — комнаты в здании нынешнего художественного музея им. П.Масленикова.

В прошлом году воссозданная реликвия посетила наш город на Днепре. Тысячи могилевчан и гостей областного центра поклонялись Кресту в Трехсвятительском кафедральном соборе, а затем —на территории Свято¬Никольского женского монастыря. Путешествовала святыня по городам и весям Беларуси в специальном ковчеге.

В журнале Московской Патриархии за август 2001 г. напечатана статья о том, как 23 июня 2001 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй совершил в Брестском кафедральном соборе во имя преподобного Симеона¬столпника чин освящения ставротеки (ковчега) для хранения великой святыни Белорусской Церкви — воздвизального Креста преподобной Евфросинии, игуменьи Полоцкой. В торжествах в Бресте участвовал и Президент Республики Беларусь. В то время епископом Брестским и Кобринским был Преосвященнейший Софроний, ставший участником исторического события.

«Ставротека — прямоугольный футляр, устланный темно¬зеленым бархатом, — описывается в журнале ковчег. — Вверху по углам — два эмалевых изображения шестокрылых серафимов, посередине наверху —Гроб Господень и орудия пыток Иисуса Христа, на двух эмалевых пластинах посреди Креста изображены император Константин и его мать царица Елена. Посередине внизу — миниатюрные изображения преподобной Евфросинии и Архангелов Михаила и Гавриила. Все эти изображения — золотые. На обратной стороне ставротеки изображен процветший крест — как символ жизни. Ставротека обшита серебряными листами, на них наложен литой вызолоченный серебряный орнамент, вставлены изумруды, аметисты и рубины».

БЫТЬ ЕПИСКОПОМ НЕПРОСТО

— Служение епископа — это особое служение в Церкви, которое требует много внимания и терпения. С епископа не снимаются монашеские обеты, поэтому у епископа не может быть личной жизни. Он должен посвятить себя на служение Церкви Христовой. Епископ в переводе означает «надзиратель»: в его обязанности входит не только совершение богослужений и поучение своих пасомых, но и наблюдение, и руководство вверенной ему епархией. Если надо, то необходимо наказывать нерадивых, что, к сожалению, бывает и в Церкви, как и в каждом человеческом обществе.

— С какими основными проблемами приходят к Вам люди на прием?

— С разными вопросами и проблемами. Идут за советом, за помощью — как духовной, так и материальной. К сожалению, часто люди обращаются с такими злободневными просьбами, как расторжение церковного брака и помолиться за самоубийц. Как известно, за самоубийц Церковь не должна молиться. Но мы не можем оставить скорбящих родных без церковного внимания и делаем допустимые исключения.

— Что Вы считаете достижениями за годы своего епископства в Могилевской епархии?

— То, что делаю, не считаю достижением — я совершаю свое церковное послушание.

С Божией помощью и нашими общими трудами построено несколько новых храмов в Могилеве и Могилевском районе. Подходит к завершению строительство храмов в Чаусах, Дрибине, Горках. Конечно же хотелось бы побыстрее закончить наш большой Спасо¬Преображенский кафедральный собор. Но очень большие объемы его строительства требуют много времени и средств.

Считаю важным событием возрождение Свято-Успенского Пустынского монастыря. Но мы должны помнить, что строительство храмов — только первая ступень к возрождению духовной жизни, а главное — это возрождение своего внутреннего храма — своей души.

— Владыка, что Вы пожелаете нашим читателям?

— Я бы хотел пожелать, чтобы духовно-нравственные ценности преобладали над материальными у каждого человека. Чтобы люди как можно чаще задумывались о своей душе и больше добрых дел совершали в своей жизни.